Выставка фотографа и историка современной архитектуры Николая Васильева посвящена архитектуре мемориалов Великой Отечественной войны. За восемьдесят лет, прошедших со дня Победы в сотнях городах, тысячах поселках и деревень появились мемориалы ушедшим на фронт и так и не вернувшимся соседям, братьям, мужьям, сыновьям, а иногда и просто умершим от ран в госпитале или по пути в тыл.
Мемориалы и памятники теоретик искусства и архитектуры Джон Рёскин выделял в один из пяти отдельных видов зодчества, со своими правилами и принципами – и художественной выразительности, и синтеза искусств – чаще всего архитектуры и скульптуры, и взаимодействия с городской средой или природным ландшафтом.
Почти все выбранные для съемок объекты были зафиксированы фотографом «на всякий случай» – в рамках поездок по стране: экспедиций, посещения научных мероприятий или просто в отпуске.
Типология архитектурных форм советских и постсоветских военных мемориалов чрезвычайно многообразна, многие из них создавались архитекторами и художниками, прошедшими войну, пик их возведения приходится на 1960-е и 1970-е годы – время появления первой исторической дистанции и расцвета новой культуры и политики памяти. Публикации и экранизации произведений «лейтенантской прозы», и монументализации форм во всей советской архитектуре.
Модернистская архитектура, зачастую отрицая фигуративность в искусстве, требовала создания выразительной формы, которая, лишь в меньшем масштабе, на уровне простого зрителя, горожанина, туриста, ветерана дополнялась барельефами, геральдикой, мозаикой … Тем не менее ставшая символом памяти о вкладе нашей страны в Победу во Второй Мировой войне,
Сталинградская битва была увековечена гигантской ростовой скульптурой – части огромного мемориального комплекса. Возникнув не сразу после войны, мемориал Мамаева Кургана стал тем образцом, с которым сравнивают, на который равнялись и равняются создатели других памятников. Несмотря на всё возрастающую дистанцию, уход из жизни не только рядовых участников войны, но и достигших больших постов военачальников, в начале XXI века мемориалы участникам Великой Отечественной войны продолжают строиться, хотя позднейшие трагические события так же требуют увековечивания.
Многие авторы монументов, архитекторы и художники сами прошли войну. Создатель самого известного из них, Мамаева Кургана скульптор Евгений Вучетич поселился после войны близ Тимирязевки. Были участниками войны и его соседи по Соломенной Сторожке, и многие другие жители района – тогда совсем молодые люди. Их судьбе в войне, боевому пути, жизни в тылу и на фронте, гибели или счастливого возращения домой посвящен второй, местный слой выставки. Этот материал представлен в личных письмах и других семейных реликвиях некоторых жителей.
Москва
Немчинова 12
Показать на карте
Уже есть билет
Восстановить
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.